вторник, 15 мая 2012 г.

Любовь моя, моя Россия. Раёвские встречи

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, -
Всем тем, которых забывать нельзя.
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй -
Поклонимся за тот великий бой!

Все мы помним торжественный, широкий, сильный и неповторимый голос Людмилы Зыкиной. Эта песня «Поклонимся великим тем годам»,  звучит как реквием. 12 мая, в клубе «Раёвские вечера», с песенным наследием великой актрисы познакомила всех присутствующих методист нашей библиотеки Татьяна Афанасьева.   
Людмила Зыкина родилась в 1929 году в Москве.  Когда началась война, Зыкиной было 12 лет. По сегодняшним меркам возраст детский, а по тем совсем нет. Вместе со взрослыми Люда Зыкина осенью 1941 года дежурила по ночам на крышах домов - сбрасывала зажигательные бомбы, которыми фашисты бомбили столицу. Тогда же Людмила пошла работать на завод имени Орджоникидзе.  Сохранилась газета «Большевик станкозавода» за 10 сентября 1942 года, в которой токарь 2-го цеха Люся Зыкина сама написала небольшую заметку: «…Здесь я узнала, какие бывают металлы, как надо читать и разбирать чертежи. Я сдала экзамен и получила третий разряд. Теперь, проходя по заводу, я вижу плакат «Чем ты помог фронту?» и с гордостью думаю: «Да, я выполняю работу, которая помогает обороне моей любимой Родины».
 
А по вечерам после работы, Людмила бежала в госпиталь и пела для раненых солдат, чтобы поддержать дух раненых бойцов. Позднее певица вспоминала: " У меня не было ни детства, ни юности. Я рано начала работать, поздно пошла учиться. Все время пыталась кого-то догнать – так и живу в этом ритме".
Дети Великой Отечественной войны.   Воспитанные войной и трудом, они рано взрослели. Их родители либо непосредственно участвовали в военных действиях, либо отдавали все свои силы на трудовом фронте.  А иногда, эти дети, и вовсе заменяли погибших родителей своим братьям и сестрам. «Всё для фронта! Всё для победы!» – главный лозунг тех времён.
О своём  военном  детстве вспоминала и Вера Степановна Холодова, давний друг нашей библиотеки. Она рассказывала о той далекой жизни, о той тяжелой поре, о той страшной войне. Рассказывала о том, как в Мелитополь вошли фашисты, как бомбили город… А потом  прочитала свои стихи, которые посвятила своим друзьям и городу своего детства – Мелитополю.

Мне было лишь восемь, а брату три года,
Когда налетела на город война.
Тогда мы узнали все ужасы ада
И ночью бежали не зная куда.
Вокруг грохотало, рвалось и пылало
И крики о помощи следом неслись.
Казалось, что сердце в груди разрывалось
Скорее за город, лишь только спастись…
Чужие нас люди в селе приютили,
Молились, у Бога спасенья моля,
Но только молитвам меня не учили
В слезах я просила спасти и меня.
И Бог нас услышал и спас всех от смерти
Когда всё затихло, вернулись домой…
Ни дома, ни сада, как будто всё стёрто
Воронки и дым над сгоревшей трубой.
Вот так распрощалось и детство со мной.

Дети военных лет - непридуманные истории тех, чье детство пришлось на такое тяжелейшее время. Делитесь с нами своими воспоминаниями о войне,  - это нам очень нужно. Чтобы мы знали, чтобы помнили, чтобы гордились!
Мы желаем Вере Степановне Холодовой и  всем ветеранам  здоровья, любви и уважения окружающих! 
 До новых встреч! Ваша библиотека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий